Из воспоминаний Лиханова Александра Абрамовича  


ТРУДНАЯ ДОРОГА НА СЪЕЗД (2-й рассказ)
Очень трудным оказался путь на 3-й фронтовой съезд в хутор Покровку (ныне село Покровка в Могочинском районе Читинской области).
Выехали мы с Чирона, доехали до Уненкера, а там надо было переезжать через реку Ингоду. А японское командование, несмотря на перемирие, не разрешает нам. Вот значит и жили мы трое суток в селении Уненкер, вели с японцами переговоры. Наконец разрешили нам проехать. Недоезжая до станции Зубарево был плашкоут, который ходил через Ингоду, но японцы поставили нам условие: чтоб на станцию не заезжали, погрузились на плашкоут, переехали Ингоду, поднялись на железнодорожную насыпь, пересекли её и удалились в тайгу.
Мы согласились и поехали, нас было уже 11 человек: это делегаты от 10-го партизанского полка и трое или четверо от отряда Старика. Подъезжаем мы к плашкоуту на Ингоде, смотрим: по обе стороны дороги находится человек по 50 японских солдат, винтовки наготове держат, офицер нас предупреждает:
- Не разговаривать, не спрашивать ни о чём, не махать руками, не подавать никаких знаков, погрузиться, переехать Ингоду и удалиться.
Вот значит погрузились мы на плашкоут, причалили к другому берегу, смотрим, а там тоже человек по 50 по обе стороны стоят, винтовки наготове держат, тоже японские солдаты. Выгрузились мы, перевалили через эту самую железнодорожную насыпь, а она черезвычайно высокая была, и удалились в лес. Дальше лесом-тайгой выехали на Нерчинск, там рядом есть река Нерча и есть селение Крупянка. Доехали мы до этого селения на третьи сутки. Оттуда через Олов в Улей, из Улея в Бушулей. Так возле железнодорожной линии и ехали вплоть до Могочи. Было страшно смотреть на линию железной дороги: под откосом валялись поломанные паровозы, разбитые вагоны, но кое-где уже начались восстановительные работы.
В Могоче нас встретило командование наших партизанских отрядов. Лошадей приказано было оставить, а нам предложили двигаться дальше на качалке с ручками,
то есть на дрезине. Примерно километра три мы её тащили на себе, то есть качали,
а дальше под гору нужно было ехать километров девятнадцать к Шилке. Так доехали мы до железнодорожного моста через маленькую речушку. Вернее мост был, но без опоры, взорвана опора была и рельсы держались на одних болтах, да на шпалах, и висели они прогнувшись, как провода. Что делать? Остановились, поговорили и решили: надо разгонять дрезину, да переваливаться. Ну оторвутся болты, так ухнем туда. Так и сделали. Переехали этот мост, выпрыгнули, постояли, едем снова, а за ним второй, третий мост, и вот самый большой мост, подъезжаем- ой ё ёй… Речка глубокая, высоко от речки эти рельсы – провода висят, но решили поехать. Что было сил, разогнали дрезину, а она шла, шла, да не дошла до противоположного берега, повернула и пошла в обратную сторону, но до берега снова не дошла. Ехал с нами Дедюхин Александр Иванович, он вздумал почему-то выпрыгнуть из дрезины на берег. А в это время дрезина пошла обратно, прыгнул он, а на берег не попал, и прямо в речку буцкнул. Но на счастье речка глубокая была, и он не разбился, и не утонул. Взглянули мы: барахтается в воде наш Саша, тогда мы выпрыгнули из дрезины, помогли Саше, и всё-таки по проводам – рельсам этим, да по шпалам пересекли этот разрушенный мост, и дрезину с собой вытянули.
Отдохнули малость и поехали дальше. Приехали к реке Шилке, остановились, постояли этак минут пятнадцать, смотрим - пароход идёт, Россия называется. Кстати я тогда первый раз в жизни пароход увидел. Подошёл пароход, причалил. Нам команда «Погружаться». Мы погрузились, а там кроме нас много других делегатов ехало из других частей, что выше по течению Шилки, отчалили и так проплыли километра два, три. Снова причаливает наш капитан к берегу и обращается к нам:
- Товарищи, надо грузить дрова, топить пароход нечем, и ехать дальше нельзя.
Ну мы без всяких, весь личный состав, который был на пароходе, выгрузились и были нарезаны дрова – яснодельные хорошие дрова. Потом давай таскать их на пароход, порядочное время таскали, натаскали сколько нужно, сколько капитан сказал. Опять задымил наш пароход и поплыли мы по Шилке. Таким образом доплыли до места назначения, где должен проходить наш съезд. В этом же пароходе и жили во время съезда. На съезде выступал наш главнокомандующий –
Дмитрий Самуилович Шилов, выслушали его с большим интересом, ну разумеется приняли решение – такое воодушевляющее! Потом нас разделили по комиссиям, меня в частности назначили в комиссию по распределению отобранной у семёновцев и у японцев мануфактуры по нашим партизанским полкам.
После окончания съезда значит опять приехали в Могочу за нашими конями, кстати коней позаморили порядочно. Получили коней и так верхом вернулись в свою часть. А на второй день после приезда меня избрали в Волостной Ревком.


Записал на магнитофон
со слов Лиханова Александра Абрамовича его внук Лиханов Александр Петрович, он же перепечатал текст с сохранением выражений и оборотов используемых автором в своем рассказе.
Начало сентября 1975 года г.Иркутск


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Воспоминания наших дедов и отцов. Общий список рассказов и ссылки на них
1-й рассказ Ермолина Фёдора Николаевича "Времена революционные"
2-й рассказ Ермолина Фёдора Николаевича "Как создавали комсомол"
1-й рассказ Лиханова Александра Абрамовича "О девушке"
3-й рассказ Лиханова Александра Абрамовича "Харчены"


 
Hosted by uCoz